Среда, 15.05.2024, 18:51Главная | Регистрация | Вход

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Главная » 2009 » Май » 6 » Подходят ли древние духовные практики современному человеку?
Подходят ли древние духовные практики современному человеку?
00:43
Вопрос достаточно простой. В прошлом, почти до конца ХІХ века, культурные сферы религий были в той или иной степени изолированы друг от друга, и каждая религия безальтернативно предлагала человеку свой единственно верный Путь. В настоящее время религиозная ситуация эклектична. Культурные сферы религий пересекаются, стираются их (сфер) границы, и Путь, который предлагает каждая религия, не может выглядеть единственно верным. Спрашивается: если для духовных практик, сложившихся во времена эксклюзивности учений в рамках относительно закрытых обществ, одной из базовых предпосылок является принятие собственной исключительной истинности и мессианства, то можно ли считать их действенными для современной ситуации, где подчёркивание собственной исключительности (а тем более возведение её в один из важнейших постулатов) не очень уместно? Другими словами: можно ли и сейчас практиковать старые учения, построенные на мировоззренческих предпосылках, несовместимых с современной ситуацией, или стоит поискать новые Пути?
Я думаю, что перед очень многими (если не перед всеми) практикующими и ищущими людьми вставал этот вопрос. Чтобы ответить на него, не мешало бы выяснить, насколько мировоззренческие предпосылки старых учений несовместимы с современной ситуацией. С социальной точки зрения может показаться, что они несовместимы на все 100%. Так или иначе, в прошлом религии объединяли вокруг себя одни культурные сообщества, противопоставляя их другим. Даже если консолидация не шла вокруг одного только противостояния иноверцам. Все без исключения религии, знавшие о существовании «конкурентов», явно или не явно противопоставляли себя им, даже излагая чисто положительные аспекты своих учений. Отсюда – апологетика, занимающая видное место во всех крупных религиях (в т.ч. в буддизме). Сам Будда начал с того, что отверг все известные ему учения, как недостаточные или ошибочные. Так же поступил Иисус, проповедуя в контексте сложившегося иудаизма собственное учение. Так же поступил Мухаммед, создавший в иудейском и в некоторой степени христианском семитском мире новую, Истинную Религию – Ис-Лам. И в любом случае, каждая религия настоятельно рекомендует верующим определённый образ жизни и категорически возбраняет некоторые действия. Это в пределе может привести к конфликту установок различных культур. В старых обществах, существовавших вплоть до ХХ века, такое положение вещей не выглядело нежелательным. Так или иначе, религии играли в них интегрирующую роль. И если интеграция общества происходила в контексте конфронтации с иными культурными моделями и даже за счёт этой конфронтации, то это не считалось недостатком учения. Духовные практики, развивались в условиях взаимодействия с мирской, социальной стороной своих учений, порой тесно переплетаясь с нею, как например, древние китайские верования. Но даже в религиях, где духовная и мирская жизнь строго разграничены, и духовная практика предполагает частичный или полный «уход из мира», она (практика) всё равно несёт следы зависимости и взаимосвязи с социальной стороной своей религии, хотя бы даже чисто отрицательные.
В современном мире бытует единая материальная культура. Вместо отдельных «обществ» старого образца появилось «мировое сообщество». И модели духовных учений, сложившихся в условиях социального противостояния и прямо или косвенно поддерживавших это противостояние, вынуждены трансформироваться. Даже самые ортодоксальные конфессии становятся более толерантными и терпимыми. Изменения в сфере социальных взаимодействий религий происходят достаточно быстро. Но модели духовных практик остаются такими же, как и тысячи лет назад. Могут ли такие практики «соответствовать времени»?
Некоторые люди считают, что такой вопрос ставить вообще глупо. Что духовные практики – это личное дело каждого и социальные взаимодействия тут вообще ни при чём. Мнение, конечно, спорное. Не стоит забывать, что есть индивидуальные и коллективные практики. Но дело не в этом. В современном мире религии зачастую играют роль прямо противоположную той, которую они исполняли в старых обществах. Если когда-то они служили объединяющим стержнем, то теперь нередко являются фактором дезинтегрирующим и мешают объединению мирового сообщества. Несмотря на изрядную долю толерантности, современных религии нередко подчёркивают такие аспекты социальных установок и мировоззрения, которые уже не так актуальны. Кроме того, они зачастую не могут выдвинуть оптимальную модель поведения и образа жизни в современном мире. С большим трудом трансформируются старые догматические положения, регламентирующие мирскую жизнь верующего. О собственно духовных практиках и их трансформации как-будто вообще забыли.
Возможно поэтому всё большее внимание начинают привлекать древние практики, которые соответствуют нашему времени в том смысле, что подчёркивают не различия, а общие черты, способствуя тем самым интеграции общества. В буддизме, например, такой практикой является путь бодхисатвы Никогда-Не-Призерающего. Рассказывают, что будучи человеком, он ничего не делал, а только выражал всем живым существам глубокое уважение и поклонялся. Каждому прохожему на улице он низко кланялся и говорил: «Я глубоко уважаю Вас и поклоняюсь Вам, ибо однажды Вы станете буддой». Не все реагировали адекватно, могли накричать на него, прогоняли, но он только отходил подальше и продолжал поклоняться и выказывать почтение. Практика очень сложная. И немного напоминает образ действий юродивых на Руси. В настоящее время деяния бодхисатвы Никогда-Не-Презирающего считаются одной из самых важных моделей для духовной практики монаха в ряде школ китайского, корейского и японского буддизма. Она позволяет научиться испытывать глубокое и искреннее уважение к другим живым существам. В частности, в ордене Ниппонндзан Мёходзи практически все принятые церемонии являются ритуальным выражением почтения и поклонения. Кроме того, деяния бодхисатвы Никогда-Не-Презирающего лежат в основе пацифистской деятельности монахов, что тоже является важнейшей составляющей их духовной практики. Сюда входят также и уличные практики и очень интересная древняя практика «ядовитого барабана», о которой мы поговорим в следующих статьях.



Просмотров: 1432 | Добавил: lotos | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Bosoiy  
0
Мудрые деяния Бодхисатвы-Никогда-Не-Презирающего и в наше время могут научить смирению следующих по его стопам...:)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz